Консалтинговые и аудиторские компании, инжиниринговые и архитектурные бюро, маркетинговые агентства, ИТ интеграторы и другие компании учитывают время.

Все эти организации объединяет одно — они продают часы и компетенции сотрудников.

Давайте разберем, для чего нужен учет рабочего времени? Отбросим вопросы трудового кодекса, бухгалтерского учета и посмотрим на ситуацию глазами руководства компании, с позиции бизнеса.

Цели учета рабочего времени

Управление экономикой

Главный показатель успешности бизнеса — рентабельность. А для менеджера — это рентабельность его проекта.

Чтобы рассчитать валовую рентабельность проекта требуется знать выручку и затраты по нему. Основная часть затрат в консалтинге и иных профессиональных услугах — это себестоимость труда сотрудников. При этом сотрудники в течение месяца работают не на одном, а на нескольких проектах, постоянно переключаясь между задачами. И чтобы понять, какая доля затрат сотрудника за месяц к какому проекту относится — учитывают часы в разрезе проектов.

Поэтому первая цель — разнесение себестоимости труда между проектами.

Работа по схеме T&M

«Time & Materials» или «Время и затраты» — это тип контракта, в рамках которого клиент платит по факту работы на основании предоставленных отчетов, а ставки сотрудников оговариваются заранее. Такие договора встречаются часто, путь и в усечённом виде — с лимитами, с фиксированной составляющей и т.д. Но смысл остаётся — клиенту нужен отчет о проделанной работе.

Клиенты требуют табель учета рабочего времени с разной степенью детализации, вплоть до указания даты, исполнителя, исполняемой задачи проекта, ставки для оплаты и комментария с описанием проделанной работы.

И это вторая цель учета рабочего времени — подготовка отчетов и исполнение T&M контрактов.

Контроль утилизации

В топ-3 показателей консалтинговой компании входит «утилизация», иначе говоря — доля оплачиваемого времени. Утилизация показывает, насколько эффективно используются сотрудники. Чем ниже утилизация — тем выше косвенные затраты, поэтому показатель так важен. Утилизация — это показатель сотрудника и команды.

Обычно нет задачи максимизации утилизации, а есть целевой коридор значений, отличающийся для должностей и категорий квалификации. Для устойчивого роста компании важно найти баланс между развитием сотрудника и внутренних процессов, для чего нужно время на некоммерческие проекты, и рентабельностью бизнеса. Поэтому не стоит воспринимать показатель в качестве инструмента закручивания гаек. Бывает компании принимают меры для снижения утилизации с целью недопущения выгорания и профессиональной деградации кадров.

Третья цель учета рабочего времени — контроль утилизации команды.

Улучшение планирования

Любой проект можно испортить, еще не начав работать — достаточно его неправильно спланировать.

Для улучшения планирования важно накапливать опыт предыдущих проектов — оценивать, насколько планы соответствовали действительности по итогам проекта. Конечно, для этого потребуется фиксация плановых часов и тщательный учет фактически отработанного на проект времени.

И четвертая цель учета — оценка качества и улучшение планирования проектов.

На что обратить внимание

Понимая цели учета, обратим внимание на важные к нему требования. Казалось бы — записывай время, которое потратил на проект, и этого будет достаточно. Но для полноценного использования этих сведений требуется выполнить ряд условий. Рассмотрим топ-3 требований к учету, о которых часто забывают:

  1. Для достижения целей потребуются полные сведения. Необходимо вести контроль рабочего времени сотрудников через списание ими часов в объеме не меньше, чем положено по расписанию. Иначе не получится учесть экономику, в том числе нормализовать и разнести себестоимость по проектам.
  2. Учтённые данные требуют согласования. Даже если команда лояльна и понимает для чего нужен учет — человеческий фактор может сработать. А сведения о рабочем времени лягут в основу расчета экономики, премирования сотрудников, принятия управленческих решений. Важно сделать процесс согласования комфортным для сотрудников, но обязательным.
  3. Данные должны быть единообразными на уровне компании. Если сотрудники учитывают проекты и время в нескольких программах с отличающейся структурой и подходами — то свети данные на уровне компании будет невозможно. Учет времени должен быть централизован и достаточно формален.

Учет рабочего времени для контроля проектов: цели, инструменты, выгоды

ВЕБИНАР: Учет рабочего времени для контроля проектов: цели, инструменты, выгоды. Правильно выстроенный процесс обеспечивает менеджеров и руководителей компаний данными для расчета рентабельности проектов, утилизации персонала и других KPI.

Способы учета рабочего времени

Способ сильно зависит от размера команды и зрелости бизнес-процессов.

Таск-трекеры

Первым инструментом для трекинга рабочего времени, часто выступают различные таск-трекеры. Это рабочее решение для учета задач зачастую уже используется, а в задачах есть поле для указания отработанных часов. Значит какой-то мониторинг вести можно.

Однако построить полноценный учет времени через задачи обычно не получается — не достигаются цели учета из предыдущего раздела:

  1. При заполнении задач непонятно сколько всего времени за день (или другой период) уже списано, в итоге аккуратно учесть все рабочее время не получается.
  2. Учтённое время необходимо согласовывать и делать это достаточно формально — задач же слишком много для согласования и обычно нет никаких встроенных средств для утверждения.
  3. И сотрудники заполняют задачи как угодно, но не так как надо финансовым менеджерам и руководству — меняют структуру проекта, непонятно какие часы на какой этап отнести и пр.

Таймшиты в Excel или Sheets

Потерпев неудачу с таск-трекерами компании внедряют учет времени через электронные таблицы, по факту реализуя логику таймшитов.

Нет задачи, которую нельзя решить в Excel, но за все приходится платить. Компании сталкиваются со сложным администрированием и доработками — логика усложняется, скриптов становится больше, решение тормозит и эпизодически ломается.

И коллективная работа хоть и возможна, но далека от идеала.

Для прототипирования решения и обкатки учета как такового — это хороший и рабочий вариант.

Таймшиты в специализированной системе

Вместе со зрелостью бизнес-процессов приходят и новые требования — таймшиты становятся сложнее, требуется валидация на соблюдение бизнес-правил, согласование, закрытие периодов и другие необходимые бизнесу фичи.

Учет времени — это часть комплексного решения:

  1. Помимо учета фактических часов требуется планирование по проектам.
  2. Необходима связь рабочего времени с финансовым учетом — бюджетированием проектов, построением отчета о прибылях и убытках.
  3. Руководство компании требует сложные аналитические отчеты.

Для сектора профессиональных услуг выделяется отдельный класс решений — Professional Services Automation, предназначенный для комплексной цифровизации бизнеса.

На рынке России известно решение WorkPoint — облачный сервис для учета рабочего времени и контроля проектов. Можно посмотреть WorkPoint в действие самостоятельно и бесплатно — на 14 дней доступна пробная версия без ограничений функций.

Таймшиты «своими руками»

Если компания уже и использует какое-то решение, которое можно доработать (например, Битрикс 24, 1С, MS Project), то часто возникает идея доработать платформу, сделать свое решение.

В этом подходе есть плюсы и минусы. Главный плюс — можно реализовать собственное видение. Но главное не переоценить свои возможности:

  1. Разработка софта — сложное дело. Придется проектировать архитектуру, понимать бизнес-процессы и разрабатывать методическую основу, хорошо писать код, тестировать, выстраивать поддержку и развитие, обновлять регулярно технологический стек. Это сложно, долго и, как правило, дорого.
  2. Вендор (разработчик ПО) делает тиражное решение. Условно тысячи компаний платят за разработку, а в случае своего решения — платит одна компания. Отсюда экономическая целесообразность. Для крупной компании собственная разработка может быть даже выгоднее покупки коммерческого решения, но для средних и маленьких команд — вопрос спорный.
  3. Разработка на сторонней платформе имеет очевидный плюс — часть функций уже реализована и не надо все делать с нуля. Но есть и минус — у каждой платформы свои ограничения, и если платформа не предназначена для учета времени, то сделать удобный интерфейс будет непростой задачей.

Как добиться качественного учета

Добиться качественного учета бывает непросто и можно видеть такую картину:

  • Часы списываются только в конце периода (например, недели) и без особой точности.
  • К списаниям нет комментариев — сам автор не вспомнит, что делал, и тем более согласующий не поймет сути работ и не оценит адекватность заполнения таймшита.
  • Учитываемые часы подгоняются под расписание, что не соответствует фактическому положению дел.

А качественный учет — это получение реальной и точной картины рабочего времени.

Рекомендуем исходить из тезиса, что люди в массе — честные и ответственные работники. Если в компании адекватная корпоративная культура и поставлены правильные цели — этого уже достаточно для качественного учета.

Вместе с тем ряд правил поможет поддерживать качество:

  • Нужна система сдержек и противовесов, которая реализуется в процессе согласования. Линейный руководитель отвечает за утилизацию подразделения, поэтому его мотивация в списании времени на коммерческие проекты. Мотивация менеджера в снижении издержек своего проекта, поэтому он не заинтересован в списании лишнего. Последовательное согласование таймшита у менеджера проекта и руководителя порождает баланс.
  • Рекомендуем требовать от сотрудников детальных комментариев и отказывать в согласовании таймшита, если комментариев нет. Комментарии помогают сотрудникам более вдумчиво оценивать работу, а согласующим глубже понимать конкретику работ сотрудника.
  • Данные учета рабочего времени должны реально работать, например, использоваться для расчета утилизации, управления экономикой проектов и т.д.
  • Не нужны лишние ограничения, которые вынуждают человека указывать неверные значения. Частый случай — ограничение рабочего дня в 8 часов. Сотрудник работает 9 часов, например, но вынужден искажать отчетность.
  • Рекомендуем учитывать все время, включая отсутствия, простой и административные задачи. Хороший таймшит — полное и точное отражение рабочего времени сотрудника.

Как внедрить учет рабочего времени сотрудников

Самое главное — это понять для чего нужен учет времени. Цели разобраны в первом разделе и, обратите внимание, там нет ни слова о контроле сотрудников. Контроль, конечно, необходим, но умный, через ключевые показатели — через утилизацию, рентабельность проектов и прочее. Просто следить за сотрудниками — довольно глупое занятие.

Второй важный момент — необходимо продумать методику работы в целом. Понять, как будут использоваться данные о рабочем времени, как они будут задействованы для управления экономикой проектов, для ресурсного планирования и так далее. Если опыта в такой управленческой работе нет — рекомендуется использовать лучшие практики, не набивать все шишки самим, а посмотреть, как это уже работает в других компаниях.

Стоит донести до сотрудников цели и задачи учета, чтобы это не воспринималось как «закручивание гаек», а было понятно — это на общее благо, и цель — устойчивый рост бизнеса.

И важен инструмент автоматизации. Никто не любит заполнять таймшиты — если решение будет неудобным, будет тормозить, сбоить и «радовать» сотрудников другими способами, то энтузиазм сотрудников будет сбит уже на взлете.

Попробуйте все возможности WorkPoint бесплатно